Государственный земельный надзор на защите прав и законных интересов граждан
20 апреля 2021
Жизнь и хозяйственная деятельность граждан тесно связаны с земельными участками. В современном обществе при прогрессирующем уровне развития инфраструктуры, правового поля количество оформленных земельных участков значительно выросло. Стало больше новых земельных участков, стали делить или преобразовывать участки, поставленные на кадастровый учет, оформлять участки ранее предоставленные, но до конца не оформленные. Всё это привело к развитию земельных правоотношений собственников и лиц, не являющихся собственниками земельных участков. Но увеличилось и количество ситуаций, при которых возникают конфликты интересов сторон – участников земельных правоотношений. Некоторые собственники земельных участков, злоупотребляя своими правами, нарушают права других лиц, некоторые собственники земельных участков непреднамеренно допускают нарушения требований земельного законодательства, но в любом случае возникает посягательство на имущественные права других лиц, в результате чего может быть причинен имущественный ущерб.
В Земельном кодексе Российской Федерации закреплено общее и основное положение о том, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке (пункт 1 статьи 64). И это правильно, если учитывать гражданско-правовой характер всех земельных правоотношений и силу судебного решения как обязательного документа к исполнению для всех.
Но это не означает, что граждане в каждом таком случае остаются с проблемой один на один, и могут её решить только в судебном порядке, особенно при условии, что далеко не все граждане понимают особенности и требования судебной системы или готовы оплачивать услуги представителей, при условии, что требуемый результат все равно не гарантирован.
Государством предусмотрена административная система по защите прав и интересов граждан в области земельного законодательства. В частности, некоторые функции по государственному надзору за соблюдением требований земельного законодательства возложены на Росреестр. На территории Томской области - на Управление Росреестра по Томской области. К основным функциям по надзору за соблюдением требований земельного законодательства относятся: недопущение самовольного занятия земельного участка и использование земли без установленных прав (статья 7.1 КоАП РФ); использование земельного участка не по целевому назначению (часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ).
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «Нередко после проведения инспекторами Управления проверочных мероприятий, проведенных на основании поступившей информации о допущенных нарушениях требований земельного законодательства, в том числе по обращениям граждан, и после принятия административных мер (предписания, предостережения, штрафы), правонарушения могут быть прекращены со стороны нарушителей на добровольной основе, без необходимости дальнейшего судебного разбирательства. Однако стоит помнить, если стороны земельного спора не могут прийти к общему соглашению и мер административного воздействия недостаточно или вопрос выходит за рамки компетенции государственных надзорных органов, то данные вопросы подлежат разрешению только в судебном порядке».
- Общие сведения
- Органы местного самоуправления
- Муниципальное управление
- Муниципальные услуги
- Муниципальная служба
- Устав
- Социально-экономическое развитие
- Пресс-центр
- Муниципальные правовые акты
- Официальный интернет-портал правовой информации
- Противодействие коррупции
- Социально-экономическая политика
- Градостроительство
- Инициативное бюджетирование
- Жилищный фонд
- Земельные отношения
- Торги, аренда
- Благоустройство
- Прокуратура информирует
- Обращения граждан
- Конкурс по отбору кандидатур на должность Главы Большедороховского сельского поселения
- Избирательные комиссии МО "Большедороховское сельское поселение"
- Информация Росреестра
- Муниципальный заказ
- Муниципальный контроль
- Подведомственные организации
- Антимонопольный комплаенс